В духе времени
08.07.16 17:01

Архитектор Ирина Островская воссоздала в интерьере атмосферу старинной петербургской квартиры

Дом, в котором находится квартира,—памятник архитектуры второй половины XIX века и одна из достопримечательностей Северной столицы. Однако за годы эксплуатации доходный дом купцов Елисеевых, построенный по проекту выдающегося архитектора Гавриила Барано­вского, изрядно поизносился. «Квартира представляла собой печальное зрелище,—рассказывает автор проекта Ирина Островская.—Некогда прекрасные камины были уничтожены, какие-то бесформенные комки на потолке (всё, что осталось от изящной лепнины), полуразвалившиеся двери, комнаты, изрезанные перегородками, прогнившие балки. Всё это наследство от коммунальной жизни мы убрали и постарались восстановить исторический облик некогда роскошных апартаментов».

Архитектор почти полностью «реанимировала» исходную планировку с традиционной анфиладной системой. Когда демонтировали все ненужные перегородки, открылась двойная анфилада, довольно характерная для доходных домов. С одной стороны—проходные комнаты с двухстворчатыми дверями, с другой—коридор, из которого также можно попасть во все помещения. «Поначалу у нас были сомнения, будет ли это удобно,—продолжает Ирина,—но потом все вопросы отпали. Хозяева очень довольны такой планировкой, квартира кажется намного больше, чем есть на самом деле, и к тому же благодаря анфиладам пространство выглядит более торжественным. В то же время мы увеличили площадь ванных комнат, сделали постирочную, гардеробную комнату—в квар­тире есть всё, что необходимо сегодня в современном интерьере с точки зрения комфорта и функциональности». В одном из проходных помещений (между кухней и гостиной) обустроили парадную столовую. Здесь решили поставить камин, и, как оказалось, камин тут был изначально. «Когда сняли штукатурку с одной из стен, то обнаружили и каминную нишу, и дымоход во вполне действующем состоянии. Вообще, в квартире было два камина, и оба они были потеряны,—замечает Ирина.—Но нам повезло: сохранился один оригинальный камин во всём доме, который мы использовали в качестве образца для реконструкции. Также мы полностью отреставрировали и восстановили две прекрасные печи, недостающие изразцы для которых по нашему заказу были отлиты в петербургской мастерской». Больше всего времени и сил ушло на восстановление уникальной лепнины, вернее, того, что от неё осталось. Сохранившиеся элементы сняли, очистили от многочисленных наслоений краски и вернули на место, недостающие же фрагменты отрисовали и изготовили заново.

Особого подхода потребовала и обстановка. Для воссоздания исторического антуража часть мебели, аксессуары, светильники, ковры были куплены в антикварных салонах. Что-то приобрели в России, что-то привезли из Европы. Как, например, старинный картон для гобелена, который сейчас украшает интерьер столовой. Ещё один значимый экспонат—копия гобелена «Дама с единорогами» из музея Клюни в Париже—главный художественный акцент гостиной, задавший настроение и общую цветовую гамму. Архитектор активно задействовала и современную живопись: работы известных петербургских художников из коллекции хозяев пришлись впору и привнесли современное звучание в традиционный интерьер.

Полный текст читайте в бумажной или электронной версии журнала.


Read Full Article