Новый ледокол покорит моря и реки
17.06.16 14:13

В Санкт-Петербурге был спущен на воды новейший российский ледокол проекта 22220 ЛК-60я "Арктика". Это самый большой атомный ледокол в мире. Новое судно, по словам экспертов, станет новым этапом в истории отечественного ледокольного флота.

Атомный ледокол "Арктика" во время спуска на воду Фото: Руслан Шамуков/ ТАССАтомный ледокол "Арктика" во время спуска на воду Фото: Руслан Шамуков/ ТАСС

Россия активно закрепляется в Арктике. Параллельно с развёртыванием военных баз идет процесс возрождения инфраструктуры Северного Морского пути. Ледокольный флот становится краеугольным камнем северного вектора развития России.

При проектировании новой "Арктики" были устранены недостатки ее одноимённого предшественника, который стал одним из символов СССР.

Корпус ледокола сделан достаточно широким – 33 метра. Размер был выбран "на вырост", в будущем это позволит проводить караваны сухогрузов и контейнеровозов новых перспективных проектов. Необходимо отметить, что все отечественные корабли ледового класса имеют особую форму подводной части корпуса – она сглажена с таким расчетом, чтобы судно как бы наползало на ледяное поле. Таким образом, преграда не столько колется, сколько раздавливается под огромным весом. Специальный состав стали, примененный при строительстве, обеспечивает плавание во льдах толщиной до трех метров. Работа по расчистке замерзшего моря требует колоссальной энергии, поэтому в качестве силовой установки используется ядерный реактор. В опытном конструкторском бюро машиностроения имени И.И. Африкантова был разработана усовершенствованная интегральная реакторная установка, которая получилась намного легче и компактнее своих предшественников, при этом обеспечивает гораздо большую мощность - 60 мегаватт.

Новое судно сохранило в своем облике характерную черту всех отечественных ледоколов - габаритную надстройку на верхней палубе, которая с виду напоминает панельный дом. Все нижнее пространство занято реактором и механизмами машин, которые обеспечивают ход судна и электроэнергию. Вся жизнь команды сосредоточена именно в таком "доме"-надстройке.

Благодаря высокой автоматизации всех систем управления судном, в том числе и реактором, экипаж "Арктики" составляет всего 53 человека, что в два раза меньше, чем у тезки-предшественника. Команда гораздо меньше контактирует с радиацией. И это не единственный плюс для моряков.

Впервые на отечественном судне такого класса были сделаны одноместные каюты для всех членов экипажа. Интерьер позволяет забыть о традиционном спартанском морском быте – каюты больше напоминают гостиничные номера в приличном отеле – с телевизором, индивидуальным санузлом и холодильником. На судне есть бассейн и сауна. Такие требования комфорта отнюдь не являются излишеством - условия работы во время ледовых проводок достаточно напряженные, да и "Арктика" может находиться в рейсе по нескольку месяцев, поэтому обеспечение комфортных условий для команды – залог эффективной работы всех - от командира до матроса.

Жилые помещения позволяют с комфортом разместиться и участникам многочисленных научных и исследовательских экспедиций, для которых "Арктика" на время их работы станет и лабораторией, и домом.

Управление ледоколом осуществляется с верхних этажей надстройки. Капитанский мостик и места всех членов экипажа,  отвечающих за судовождение, размещены так, чтобы обеспечить хороший обзор далеко впереди и около бортов, что особенно важно во время движения в плотных, толстых льдах.

На корме ледокола, как и у его предшественников оборудована площадка для вертолета - он используется для разведки ледовой обстановки или  в спасательных операциях, если возникнет такая необходимость.

Самое главное новшество конструкции – возможность менять осадку судна от 10 до 8 метров. Это сделано для удобства работы в акваториях северных рек. Чтобы осесть глубже или наоборот вылезти из воды, под верхней палубой скрыты специальные балластные цистерны и мощные насосы, которые могут принять несколько тысяч тонн морской воды, тем самым утяжелив судно. Кроме того, при движении в тяжелых льдах с помощью системы цистерн можно немного опустить корму и поднять нос для противостояния особенно крепким заторам.

Таким образом, "Арктика" превращается в универсальный ледокол, который может действовать на реках и в море, что делает его настоящей рабочей лошадкой северных ледовых трасс.

Обладая судами такого типа, Россия не только сможет обеспечить собственные нужды, но и занять лидирующие позиции в коммерческом судоходстве в Арктике. Для караванов судов, идущих с грузами из Европы в Азию, более оптимальным является маршрут, огибающий Евразию с севера, а не по Индийскому океану, а значит, экономика России имеет возможность получить весомую прибыль от обеспечения плавания в высоких широтах.

Всего в серии планируется построить три судна. По плану, в 2019 и 2020 годах должны быть спущены на воду однотипные с "Арктикой" ледоколы "Сибирь" и "Урал".

Read Full Article