Спасительная сказка о любви
09.05.16 15:25

Фото Марины Алехнович 

О постановке мюзикла “Дорога в рай” Веры Трофимовой.


Творческая группа Веры Трофимовой представила новую версию постановки мюзикла “ Дорога в рай” накануне Страстной седьмицы. Если это совпадение, то совсем не случайное. 

Это, конечно, не пушкинский “Пир во время чумы”(хотя Черная чума – отдельный персонаж пьесы), а совершенно другая история, в которой удачно смешано средневековье с современностью, где остается место для вечных проблем любви, смерти, христианского воскрешения. 

Мюзикл “Дорога в рай” – произведение глубоко христианское. Легкая интрижка молодого короля Рене с прачкой Одри, безудержная вакханалия студентов, только что скинувших сессию, омрачает новость об эпидемии черной чумы, которая грозит уничтожить половину королевства.

Поначалу молодой король, отнесшийся легкомысленно к надвигающейся беде, решается подписать контракт с колдуньей, по которому только его смерть от болезни спасет подданных.

Договор с колдуньей, который согласился заключить Рене, оборачивается для него невыносимыми муками. И он сталкивается с самым, пожалуй, трагическим выбором любого героя, включая Христа: а стоят ли люди, погрязшие, как и он, в грехах, спасения ценой его собственной жизни? 


Ответ на этот вопрос, конечно, уже дан в мировой литературе. Но Веру Трофимову он не оставляет. В одном из ее, на мой взгляд, сильном стихотворении “Магдалина”, которое она великолепно положила на музыку, есть такие слова: “Мой непрактичный Бог раздаривал надежду. Себе же не сумел оставить ничего”. Трагизм ситуации заключается именно в том, что подвиги и самопожертвования героев ради людей ничего, в сущности, в них не меняет. “Зачем вы за его хватаетесь одежды? Уймитесь, наконец, отстаньте от него!” – обращается драматург от имени вавилонской блудницы к толпе, которая следует за Христом.

В “Дороге в рай” Вера Трофимова предлагает неожиданное решение рокового противоречия. Подобно библейскому герою, король Рене хотел бы полюбить всех людей и ради них взойти на крест. Но муки невыносимы, и у него появляется и другой вариант, предложенный более продвинутым, выражаясь современным языком, племянником колдуньи ( в этой роли дебютировал Валентин Ростанов): полюбить брошенную им Одри и умереть во имя любви к ней, тем самым не только искупить вину перед обманутой девушкой, но и облегчить свои муки. То есть любовь – единственный путь спасения обычных людей, которые не могут следовать за героем. Получается, Одри – та же Магдалина, которая любила Христа, как обычная женщина! 

Король умирает на руках у любящей Одри и попадает на суд Божий, где звучит шутливая “Песня ангелов”, которые жалуются, что рай заполнять совершенно некому, поскольку “средь земного населенья праведников не сыскать”. 

Бог решает отправить Рене, как кандидата в рай, на землю и послать ему испытание семейной жизнью с Одри. 

На этом, как известно, все добрые сказки заканчиваются. Но в финале звучит песня о возвышающей любви, в которой и есть спасение нашего безумного мира. Это единственная дорога, которая еще ведет в рай, который, как известно, вовсе не на небесах, а на земле… И здесь угадывается уже толстовские религиозно-философские мотивы. 

Участники группы Веры Трофимовой – не профессиональные актеры, которые умеют и любят петь и играть на сцене, причем делают все с такой самоотдачей, что постановка вовсе не похожа на самодеятельность в привычном понимании этого слова. 

Это и Дмитрий Парахин в роли красавца – короля Рене, и его возлюбленная Одри, которую талантливо сыграла Евгения Кузнецова. Весьма яркие персонажи мюзикла Болезнь (Ольга Черюканова) и Колдунья (София Попова), которые, что называется, держат зал своею яркою игрой. По-настоящему раскрылся как актер Александр Захаров в роли Канцлера, но и, конечно, Сергей Рябочкин и Дмитрий Орлов, не только блестяще сыгравшие эпизод, но и исполнившие запоминающуюся песню мародеров.

Песни из мюзикла Веры Трофимовой вполне могут жить и отдельной жизнью, а в аранжировке ее мужа Романа Афанасьева они достойны даже большой сцены. 

В замечательном рязановском фильме “Берегись автомобиля” великий Евгений Евстигнеев в роли режиссера народного театра запомнился одной фразой: “Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?“ 

В этих ироничных словах, может быть, заключено как раз и преимущество самодеятельного театра перед профессиональным, потому что он не боится экспериментировать, поскольку на его спектакли приходит самый доброжелательный и подготовленный зритель. 

Почти пять лет назад Вера Трофимова побывала в американском городе – побратиме Тулы Олбани, где перевели и поставили ее “Дорогу в рай”, которая имела небывалый успех в этом маленьком американском городке. В спектакле играли студенты местного колледжа Сент-Роуз и несколько профессиональных певцов.

Спустя пять лет Тула в лице творческой группы Веры Трофимовой обрела свой самобытный театральный бренд – самодеятельный авторский музыкальный театр, который уже нашел свою дорогу к зрителю. Практически каждый спектакль театра проходит при полном зале. 

Тем временем в столе у Веры Трофимовой лежат еще минимум три сценария музыкальных спектаклей, которые ждут постановки. И поклонники ее творчества их тоже ждут… 


Сергей Владимиров

Источник

Read Full Article