Алмазбек Атамбаев: вариант с преемником - это уже не тот путь
06.05.16 23:58
Алмазбек Атамбаев: вариант с преемником - это уже не тот путь

Алмазбек Атамбаев / Фото: пресс-служба президента Киргизии

Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев в интервью "Интерфаксу" рассказал о внутренней и внешней политике республики и о волнующих его на сегодняшний день темах и проблемах.

- Более четырех лет назад вы были избраны президентом Кыргызстана. Что удалось сделать за это время, а что – нет?

- Курс на достижение реальной независимости страны, который был взят страной 5 лет назад, уже сегодня начал приносить результаты. Еще недавно Кыргызстану предрекали катастрофу, называли несостоявшейся страной. Но за последние годы страна преобразилась. Люди меняются. Они становятся сильнее и увереннее в себе. У нас и сейчас много проблем, однако, Кыргызстан с трудом, но уверенно идет к достижению главной цели – состояться как развитое демократическое государство. Мы строим страну свободных людей. И показательно, что в прошлом году институт Гэллапа назвал Кыргызстан самой стабильной страной в СНГ.

За последние годы сделано многое. Кыргызстан достиг энергетической независимости – создано собственное электроэнергетическое кольцо. Cейчас нами проводится целый комплекс работ для достижения транспортной независимости, чтобы в ближайшие годы страна из тупиковой превратилась в транзитную.

Также очевидны результаты проводимой военной реформы. У Вооруженных Сил страны теперь единый центр управления – Генеральный штаб. Проводится перевооружение и модернизация армии, впервые за годы независимости кардинальным образом стали решаться вопросы социальной защиты военнослужащих.

Теперь ключевой задачей развития Кыргызстана на ближайшие годы становится достижение финансовой и экономической независимости. Мы вступили в Евразийский экономический союз, который открывает новые перспективы для развития производства и повышения экспортного потенциала страны. Мы будем и дальше добиваться выполнения задач Национальной стратегии устойчивого развития страны (2013-2017 гг.) по всем ключевым направлениям развития Кыргызстана.

- Как складываются отношения президента страны с новым составом парламента? Насколько, на ваш взгляд, устойчива парламентская коалиция?

- В Кыргызстане дважды именно несправедливые выборы были причиной народных восстаний. Поэтому проведение открытых и чистых парламентских выборов в 2015 году стало историческим испытанием для Кыргызстана, которое он успешно прошел. Апрельская революция (события апреля 2010 года, приведшие к смене власти в республике) позволила добиться того, что все острые и злободневные вопросы открыто обсуждаются в парламенте, а не на улице. Оппозиция представлена в Жогорку Кенеше (парламенте), и она может и должна помочь нашему государству стать еще стабильнее и еще демократичнее.

Не секрет, что из-за политических игр в парламенте прошлого созыва лихорадило всю экономику страны, принимались откровенно популистские законы, которые пробивали брешь в бюджете. Депутаты нынешнего парламента должны избегать таких моментов, противоречащих основным целям развития страны. Также важна слаженность работы коалиции парламентского большинства и не менее востребованная конструктивность со стороны парламентской оппозиции. Думаю, что нынешняя коалиция парламентского большинства, состоящая из четырех фракций, довольно устойчива и продолжит свою деятельность.

- Представители пропрезидентской Социал-демократической партии (СДПК), лидером которой вы были до избрания на пост главы государства, сегодня находятся практически на всех ключевых позициях руководства страной. Вы не боитесь упреков, даже со стороны своих сторонников, в стремлении к однопартийности и попытке сосредоточить власть в руках одной правящей партии?

- Меня и так много критикуют по разным поводам, но в каждой цивилизованной демократической стране это в порядке вещей, когда представители ведущей партии занимают ведущие посты управления. Примеры этому есть в странах Европейского Союза, США. Партия СДПК на сегодня является той партией, которая пользуется поддержкой большинства, что показали прошедшие в октябре 2015 года парламентские выборы, поэтому она берет на себя ответственность за происходящее в стране.

- В последние два года в Кыргызстане активно обсуждается необходимость внесения изменений в конституцию, хотя в тексте основного закона, принятого на референдуме в июне 2010 года, есть десятилетний мораторий на внесение любых поправок. Как вы считаете, нужно вносить изменения в конституцию?

- Я являюсь сторонником того, чтобы в конституцию были внесены изменения в те статьи, которые сегодня несут угрозу национальному суверенитету и национальной безопасности. Но чтобы не было спекуляций, необходимо, вносить только те поправки, которые не будут касаться разграничений полномочий между президентом, парламентом и правительством. Необходимо убрать пункты, несущие угрозу суверенитету и национальной безопасности Кыргызстана. И чем раньше мы это сделаем, тем лучше.

- Довольны ли вы деятельностью правительства? Удается ли кабмину оперативно реагировать на шоки мировой экономики, и как мировой кризис повлиял на социально-экономическую ситуацию в Кыргызстане?

- Оценку деятельности правительства ставит, в первую очередь, народ страны. Думаю, пока преждевременно оценивать деятельность нынешнего состава кабмина. Только недавно парламент страны утвердил нового премьер-министра с новой программой и структурой правительства. Удастся ли кабинету министров оперативно реагировать на шоки мировой экономики и заниматься развитием страны, покажет время.

В прошлом году нам удалось обеспечить экономическую и политическую стабильность в Кыргызстане. Наша экономика, как и многие другие открытые экономики, подвержена воздействию различных внешних шоков, и в 2015 году внешние макроэкономические условия, связанные с колебаниями на мировых сырьевых ранках, складывались неблагоприятно для экономического развития страны. Однако, несмотря на это, в 2015 году, Кыргызстан показал рост в экономике в 3,5% - самый большой среди стран Евразийского экономического союза. Инфляция сохранилась на невысоком уровне, составив всего 3,4%, в то время как многие эксперты предрекали резкий рост.

Прошлый год в Кыргызстане был объявлен годом укрепления экономики. В целом, можно сказать, что в 2015 году основные направления проводимой экономической политики были выдержаны.

- В 2015 году Кыргызстан стал членом Евразийского экономического союза. Что это дает стране, каковы первые результаты? Удалось ли решить проблему, связанную с ограничением доступа продукции Кыргызстана на рынки ЕАЭС?

- Восемь месяцев как Кыргызстан стал полноправным членом ЕАЭС. Срок небольшой, чтобы делать какие-либо окончательные выводы о достижениях, но первые итоги уже ощутимы. Возможно, участие в процессах интеграции еще не принесло для Кыргызстана ожидаемого эффекта и роста в экономике, но мы получили равные права в органах ЕАЭС наряду с другими участниками, отменен таможенный, санитарный и фитосанитарный контроль.

Очень важно, что упрощены процедуры трудоустройства и улучшены социальные условия жизни для наших трудовых мигрантов и их семей.

Мы ожидаем более активной работы кыргызско-российского Фонда развития, который должен обеспечить реальный доступ отечественных предпринимателей к дешевым и долгосрочным кредитам. В настоящее время 18 кыргызских предприятий уже осуществляют поставки своей продукции в Россию и Казахстан, проводятся переговоры по вхождению на рынок ЕАЭС и других отечественных производителей.

Конечно, несмотря на достигнутые положительные моменты, есть достаточно проблем, связанных с вопросами торговли и доступа товаров на рынки Евразийского союза. К примеру, до сегодняшнего дня не получено признание эквивалентности системы ветеринарного контроля Кыргызстана, пока не сняты посты на таможне Кыргызстан–Казахстан по ветеринарному контролю. Перед правительством стоит задача активизировать работу в этом направлении, обеспечивать фермеров доступными кредитами, техникой в лизинг, качественными семенами и породистым молодняком скота. Необходимо наладить систему качественного ветеринарного и фитосанитарного обслуживания.

- Каковы, по вашему мнению, перспективы расширения ЕАЭС и введения единой валюты?

- Расширение ЕАЭС в целом может восприниматься положительно - открываются новые рынки и возможности для экспорта товаров отечественных производителей. В прошлом году, к примеру, было подписано Соглашение о зоне свободной торговли ЕАЭС с Республикой Вьетнам, рассматривается возможность создания подобных зон с рядом других стран.

Что касается введения единой валюты в рамках Евразийского экономического союза, то, на мой взгляд, такой вопрос на сегодня остро не стоит. Сейчас странам ЕАЭС будет трудно, да и экономически нецелесообразно отказываться от своих национальных валют. Они позволяют осуществлять самостоятельную экономическую и денежно-кредитную политику каждому из государств-членов ЕАЭС. Для рассмотрения вопроса о введении единой валюты необходима более глубокая экономическая интеграция, не говоря уже об интеграции финансовых рынков.

- Террористическая группировка ИГИЛ (запрещена в РФ - ИФ) в Кыргызстане запрещена, но она не оставляет попыток вербовки среди молодежи, проникновения в страны региона? Что делается в Кыргызстане для пресечения деятельности ИГИЛ и других террористических групп?

- В настоящее время по вопросам противодействия терроризму и экстремизму осуществляется деятельность по двум основным направлениям. Во-первых, особое значение придается предупредительным мероприятиям, которые направлены на повышение религиозной грамотности населения, в том числе религиозных деятелей, систематизации и упорядочения вопросов религиозного образования и функционирования религиозных объектов.

В этой работе важна согласованная деятельность всех государственных институтов, органов местного самоуправления и населения страны. Инициирован пакет нормативных правовых актов, предусматривающих ужесточение ответственности за совершение террористических и экстремистских преступлений, исключения возможности их досрочного освобождения, применения актов амнистии и помилования, замена назначенного судом наказания на более мягкие виды наказания. Кроме этого в Кыргызстане вступил в силу закон, который предусматривает отдельное содержание лиц, осужденных за террористические и экстремистские преступления отдельно от других осужденных.

Во-вторых, особое внимание мы обращаем на деятельность правоохранительных органов по выявлению и пресечению террористических и экстремистских проявлений. Правоохранительные органы и силовые структуры страны проводят комплексные мероприятия по выявлению и пресечению каналов переправки и возможного проникновения членов и пособников международных террористических и религиозно-экстремистских организаций в Кыргызстан.

- Может ли Кыргызстан присоединиться к одной из международных коалиций по борьбе с терроризмом? Какой вклад готов внести Кыргызстан в борьбу с нарастающей террористической угрозой, активизация которой наблюдается в последние месяцы во всем мире?

- Кыргызстан, присутствуя в составе многих международных и региональных организаций, принимает активное участие в противодействии терроризму и религиозному экстремизму, имеющему проявления на Ближнем Востоке, Сирии, а также в Афганистане. Аналогичная работа проводится и внутри государства. Таким образом, на данном этапе, Кыргызстан, как и наши соседи и союзники по ОДКБ и ШОС, непосредственно принимает участие в локализации различного рода террористических проявлений. Мы эту работу продолжим.

- Возможно ли размещение на территории Кыргызстана новых военных объектов ОДКБ для обеспечения безопасности страны и ее партнеров? Этот вопрос стоит в повестке дня?

- Кыргызстан придает особое значение сотрудничеству с государствами-членами ОДКБ, стратегической задачей которой является обеспечение безопасности от вызовов и угроз, исходящих извне. Для реализации данной задачи в структуре ОДКБ сформированы и действуют Коллективные силы, одним из компонентов которых является дислоцированная в городе Кант объединенная российская военная база. Для обеспечения безопасности членов ОДКБ ежегодно проводятся военные учения Коллективных сил по реагированию на различного рода вызовы и угрозы. Таким образом, на мой взгляд, существующая модель обеспечения коллективной безопасности ОДКБ не предполагает рассмотрения вопроса о возможном размещении новых военных объектов на территории какой-либо страны ОДКБ. В этой связи вопрос размещения новых объектов ОДКБ на территории Кыргызстана на повестке дня сегодня не стоит.

- Как вы оцениваете уровень отношений с Россией? Не повлияет ли на двусторонние отношения пересмотр российской стороной планов строительства ГЭС в Кыргызстане? Эта тема закрыта окончательно? Обсуждаются ли между КР и РФ новые проекты в других сферах, в частности, в военной?

- Российская Федерация является нашим стратегическим партнером. Дальнейшее укрепление стратегических отношений с Россией практически во всех сферах двустороннего и многостороннего взаимодействия остается одним из приоритетных направлений внешней политики Кыргызстана. Российской стороной оказывается финансовая, гуманитарная, техническая и военно-техническая помощь.

Вместе с тем, несмотря на ратификацию соглашений по строительству и эксплуатации гидроэлектростанций и серьезный переговорный процесс, возникли трудности в финансировании указанных проектов. В связи с этим Кыргызстан принял решение о денонсации соглашений, которые прекратят своё действие с 9 августа 2016 года.
Думаю, денонсация данных соглашений не повлияла на двусторонние отношения между нашими странами. Свидетельством тому являются не только наши активные контакты на высшем и высоком уровнях, но и ход реализации других договоренностей.

Военно-техническое сотрудничество является одним из главных направлений взаимодействия между Кыргызстаном и Россией. Кыргызстан придаёт большое значение сотрудничеству с Россией в военно-технической сфере, и в этом направлении между нашими странами ведется работа по укреплению и углублению нашего взаимодействия.

- Вы неоднократно заявляли, что западные санкции в отношении России не окажут существенного влияния на экономику Кыргызстана, но за последний год она также столкнулась с кризисными явлениями. Дело в санкциях, или это влияние кризиса мировой экономики?

- Сегодня не только наша страна, но и многие другие государства мира столкнулись с определенными последствиями кризисных явлений в мировой экономике. И не только санкции в отношении России, но и общий кризис мировой экономики негативно повлиял на экономику Кыргызстана.

Хотя мы и обеспокоены определенной конфронтацией между западными странами и Россией, это не препятствует нашим отношениям с другими странами и не отражается на взаимоотношениях Кыргызстана с западными партнерами.

- Внешняя политика Бишкека всегда отличалась многовекторностью, оправдывает ли это себя?

- Прежде всего, нужно исходить из существующих реалий. Кыргызстан находится в регионе Центральной Азии, который по целому ряду факторов всегда представлял собой область переплетения интересов мировых держав.

Нашим основным принципом внешней политики в этих условиях является защита и продвижение национальных интересов на международной арене. Одной из основных задач внешнеполитической деятельности является сохранение баланса интересов между основными игроками мировой политики. Таким образом, для нас многовекторность – это независимая и свободная в своем выборе внешняя политика, которая основывается, прежде всего, на национальных интересах Кыргызстана и благополучии нации. Многовекторность внешней политики не должна и не будет препятствием к активному диалогу и развитию взаимовыгодного сотрудничества с отдельными странами.

- Как развиваются отношения с США, будет ли подписано новое межправительственное соглашение о сотрудничестве вместо того, которое было расторгнуто правительством Кыргызстана летом прошлого года?

- После известных событий (денонсация соглашения о сотрудничестве после вручения Госдепом правозащитной премии Азимжану Аскарову, осужденному в Кыргызстане в 2010 году за разжигание межнациональной розни и массовые беспорядки - ИФ), наше партнерство с Соединенными Штатами Америки во второй половине прошлого года действительно претерпело определенные изменения.

Но в ходе визита государственного секретаря США Джона Керри в Кыргызстан (октябрь 2015 года) мы открыто обсудили все вопросы двустороннего сотрудничества, и данный факт стал определенной "перезагрузкой" в двусторонних отношениях.

Мы в настоящее время проводим регулярную работу с учетом национальных интересов и на принципах взаимного уважения по выработке приемлемых направлений для дальнейшего развития сотрудничества.

Хотелось бы отметить, что Кыргызстан придает большое значение экономической составляющей в наших двусторонних отношениях с США, в связи с чем, в начале апреля в Бишкеке состоялся ряд экономических мероприятий с участием представителей министерств и ведомств США.

Что касается нового соглашения о сотрудничестве, то этот вопрос находится в стадии проработки. И соглашение, если оно и будет подписано, то это будет сделано только с учетом национальных интересов Кыргызстана.

- На фоне мартовского осложнения ситуации на кыргызско-узбекском участке госграницы, после того, как Узбекистан выставил свою технику на неописанном участке госграницы, вы заявили, что можете не поехать на саммит ШОС, если вопрос с отводом узбекистанской техники не будет решен. Техника была отведена. Вы теперь поедете на саммит ШОС в Ташкенте?

- Вопрос относительно участия делегации Кыргызстана в предстоящем в июне юбилейном саммите Шанхайской организации сотрудничества остается открытым. Все покажет время и ситуация. Надеюсь, что соседняя страна не станет больше предпринимать каких-либо неправомерных действий на несогласованном участке границы.

- Возможно ли возвращение на родину бывших президентов Аскара Акаева и Курманбека Бакиева, бежавших из страны после Мартовской (2005 года) революции и Апрельской (2010 года) революции?

- Я был бы только рад, если бы они добровольно приехали в Кыргызстан. К обоим бывшим президентам, и к Акаеву, и к Бакиеву, в Кыргызстане есть очень много вопросов со стороны правоохранительных органов.

- Осенью 2017 года в Кыргызстане должны пройти выборы президента, вы намерены подготовить себе преемника?

- В демократических странах не избирают преемника, а мы демократическая страна, и вариант с преемником - это уже не тот путь. В демократических странах люди сами выбирают главу государства и наше население также должно сделать свой выбор. Конечно, СДПК также выдвинет кандидата от партии на будущие президентские выборы, но это не значит, что люди его выберут. Возможно, победит совсем другой кандидат.

При любом исходе будущих выборов, я не думаю, что новый президент сможет "развернуть" страну назад. Это просто невозможно, этого не получится. Мы все получили прививку от автократии и авторитаризма, и наша страна может идти только по демократическому пути развития.

- Что для вас означает праздник 9 мая?

- Я – сын фронтовика, и для меня 9 мая является одним из самых светлых праздников, который, по моему мнению, всегда должен оставаться в нашем календаре.

МОСКВА, Интерфакс
12     


Оригинал

Read Full Article